#КогдаНибудьПотом
Этот прекрасный текст я нашла совершенно случайно. Его написала неизвестная мне белорусская девушка Наташа Клюкина. Добавить к нему нечего. Он исчерпывающе точен:
⠀
«Когда-нибудь потом, когда про белорусскую революцию снимут фильм, а может, даже сериал, непосвящённому зрителю многое покажется художественным вымыслом. Кто-то скажет, что в фильме зло какое-то слишком злое и глупое, а добро слишком красивое и креативное. Что не бывает чисто чёрного и чисто белого, и кино получилось лубочное и неправдоподобное. Ну что это такое, хорошие и смелые звукооператоры включают на официальном мероприятии зачем-то запрещенную песню, а зло смешно дёргает шнур из колонок, а потом несмешно увозит их в сизо, после чего отряд омона неделями сражается с муралом, где люди рисуют этих двух парней. Зачем было добавлять этот эпизод с сыном диктатора в бронежилете с автоматом? Слишком получилось карикатурно, как, впрочем, и большинство сцен с диктатором.
⠀
ОМОН, выскакивающий из скорых, - ну не надо совсем уже монстров из силовиков делать, кому бы такое вообще в голову пришло. Запирание мирных жителей в костёле людьми в чёрном - слишком в лоб, слишком прямолинейная ассоциация с фашистами, надо было как-то тоньше, что ли. Хоровод ОМОНа вокруг девушек на площади Независимости под Купалинку - красиво, конечно, но все же чересчур художественно, перебор. Да вообще весь фильм сплошное чёрное и белое, больше похоже не на кино, основанное на реальных событиях, а на какую-то сказку про борьбу добра со злом. Чего стоит одно противопоставление прекрасных девушек на протестах тёткам с начесами, свезенным автобусами на шабаш в Арену. В жизни же все не так, сложнее, тоньше.
⠀
И вот когда дело дойдёт до тайной инаугурации (!), зритель потеряет терпение и с досадой остановит воспроизведение. Потому что хотелось посмотреть исторический фильм, а не плод чьей-то буйной антилукашенковской фантазии, вроде американского антисоветского сериала «Чернобыль».